Основные пути передачи Корана

Все цепочки передач Корана приходят к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. От него Коран передают Усман, Али, Убей ибн Кя’аб, Зейд ибн Сабит, АбдуЛлах ибн Мас’уд и другие. От них его переняли табиины, от них следующие поколения и так до наших дней.

Иснады имамов своего времени собрал Абу Амр ад-Дани (умер в 444 году по хиджре), в книге «Тайсир», объяснив разночтения. Эту книгу превратил в поэму имам Аш-Шатыби из Андалусии (умер в 590 году). Две книги «Тахбир ат-Тайсир» и «Ан-Нашр» принадлежат имаму ибн аль-Джазари (умер в 733 году)

Все цепочки передачи Корана так или иначе в большинстве случаев проходят через имама ад-Дани. После него через Аш-Шатыби, а после него через ибн аль-Джазари. На имаме ибн аль-Джазари встречается множество иснадов как чтецов, так и мухаддисов.

Цепочка, которая не проходит хотя бы через одного из этих трёх, скорее всего недостоверна, в ней кто-то пропущен или допущена ошибка. Исключением являются несколько иснадов западной Африки, в частности из Мавритании.
После имама ибн аль-Джазари иснады расходятся разными путями.

  1. Миср (Египетский)
  2. Хиджаз
  3. Неджд
  4. Шам
  5. Ирак
  6. Магриб (Марокко)
  7. Турецкий путь
  8. Индия

Путь египтян

Египтяне передают десять кыраатов двумя путями (так называемые малые кырааты, путь Шатыбии, и большие кырааты, путь Нашр).

Если брать последние четыре века, то все пути упираются в важнейших шейхов этого времени:

  1. Шейх чтецов Египта в своё время Мухаммад ибн Ахмад аль-Мутавалли (умер в 1313 году по хиджре)
  2. Если иснад не проходит через Мутавалли, может пройти через шейха Мухаммада ибн Ахмада Сальмуна (умер в 1254)
  3. Если не через Сальмуна, то проходит (очень популярный иснад) через шейха Ибрахима Аль-‘Убейди (Или аль-‘Абиди, умер после 1240 года)
  4. Другой путь — шейх Мунир Ас-Саманнуди (умер в 1199)

Хиджаз

Жители Мекки, Медины и соседних городов передают Коран от египтян, жителей Шама и Магриба.

Неджд

Некоторые из жителей Неджда обучались в Египте и принесли соответствующую цепочку египтян на родину.

Шам

В Шаме Кырааты, как и в Египте передавались по обеим путям (большие и малые).

Большие передаются через шейха из Дамаска, Ахмада Хальуани (умер в 1307). Его цепочка встречается с египетской на упомянутом шейхе Аль-‘Убейди.

Малые тоже идут через Дамаск, от шейха АбдуЛлаха ибн аль-Мунаджида (умер в 1359). Его цепочка соединяется с египетской и турецкой на имаме Мухаммаде ат-Табляви

Магриб

Цепочки Магриба расходятся на множество путей. Из них есть те, что проходят через ибн аль-Джазари и те, что проходят мимо.

Все остальные известные иснады возвращаются к упомянутым путям.

Возникают такие разговоры среди студентов: а у шейха такого-то всего 29 человек в цепочке между ним и Пророком! и т. п. Часто упоминаемый шейх является знатоком нескольких видов чтения и, таким образом, неправильно считать только какую-то одну из цепочек.

Правильнее будет считать так называемую относительную краткость передачи, например «до ибн аль-Джазари». Или если взять самые популярные цепочки Египта, оставшиеся на сегодняшний день, то можно считать до «уль-‘Убейди».

Если у кого-то есть под рукой иснад — поделитесь в комментариях, из какой он страны и сколько там до кого-либо из упомянутых шейхов. Например «Египетский иснад, между мной и ’Убейди четыре человека».

В следующей записи я постараюсь перечислить тех обладателей самых коротких иснадов, которые живы до сих пор.

Поделиться
Отправить
Запинить
3 комментария
Abu Umar

Ассаламу алейкум варах1матуллагь брат.
Пару вопросов тебе. Читал про кирааты на сайте шейха Салих1а альМунаджида. Он говорит, что самые сильные иснады у  къираатов Асым и Нафиг1 аль Мадани. А самые фасих1 — Абу г1амр и Кисаи. Как это понять?
И ещё говорят что самые лёгкий для х1ифза кираат — это Х1афс г1ан Г1асым. Так ли это?

Абу Собир Али

Уа алейкуму ссалям уа рахматуЛлахи уа баракятух
Не знаю с какой точки зрения это сказано, разве что с той, что Дури и Суси не напрямую от Абу Амра передают, а через Яхью Язиди. А Хафс от Асыма напрямую и так же Варш от Нафи’а. А так все эти риваяты мутаватир, поэтому как можно говорить, что какие-то из них фасид — не знаю.

Тем более, что риваят Дури вообще долгое время был основным читаемым риваятом в Исламском мире на Востоке.

Что касается лёгкости, то это не однозначно, смотря что человек слышит, читает с детства. Я встречал людей, которые вообще не знали Хафс, потому что с детства читали только Калюн или Варш. Да и некоторые риваяты для простого араба проще. Об этом я немного упомянул тут

http://vislame.ru/all/istoriya-kufiyskogo-chteniya/

Abu Umar

Assalamu aleikum warahmatullah ещё раз.
Не фасид, а фасих1. Вот его слова
وأقواهم سنداً في القراءة : نافع وعاصم .

وأفصحهم : أبو عمرو والكسائي .

Абу Собир Али

Уа алейкуму ссалям уа рахматуЛЛахи уа баракятух
أستغفر الله
Невнимательно прочитал, тогда никаких проблем нет )